Мораль и право в капиталистическом и социалистическом обществе

что важнее всего охранять личность гра­ждан, буржуазия всегда фактически на первое место ставит частную собственность. Так, суд в США в штате Колумбия в своем решении от 6 ноября 1922 года постановил, что «нельзя сказать, чтобы собственность в каком бы то ни было размере представляла большую ценность, нежели жизнь, или свобода граждан, но история цивилизации дока­зывает, что, когда гражданин лишается свободного распо­ряжения и пользования своею собственностью, являются анархия и революция, и жизнь и свобода остаются без за­щиты». Современных магнатов капитала не останавливают никакие моральные принципы перед совершением чудовищ­ных злодеяний для сохранения своего господства, для под­держания частной собственности.
Буржуазная мораль и буржуазное право резко расхо­дятся в очень большом числе конкретных случаев. На ряде положений буржуазного права можно установить это несо­ответствие между положениями буржуазного права и взгля­дами на мораль и нравственность.
Одним из наиболее ярких примеров расхождения морали и права в капиталистическом обществе является вопрос об отношении к женщине, о половой нравственности. В «Ком­мунистическом манифесте» Маркс и Энгельс писали, что «буржуа смотрит на свою жену как на простое орудие про­изводства», что «. . буржуазный брак является общностью жен». ( Маркс и Энгельс, Соч., t. V, стр. 499—500.)

В «Происхождении семьи, частной собственности и госу­дарства» Энгельс писал, что «господство мужчины в браке есть простое следствие его экономического господства и само собою исчезнет вместе с последним». (Маркс  и Энгельс, Соч.. т. XVI, ч. 1, стр. 3)

Буржуазное право, регулируя отношения в семье, уста­навливает формальное и фактическое неравенство женщины.
В капиталистических странах замужняя женщина по законодательствам романского типа не вправе совершать юри­дические сделки без разрешения мужа, не вправе предъ­явить иск и выступать в ответ по иску, предъявленному без его согласия, должна подчиняться мужу в деле местожи­тельства, воспитания детей. Нарушение супружеской верно­сти со стороны жены осуждается строже, чем неверность мужа, под тем предлогом, что неверность жены может иметь своим последствием появление в семье незаконных детей, тогда как нравственность мужа теряет свое значение за дверьми дома.
Французское законодательство особенно строго наказы­вает женщину. За прелюбодеяние мужу грозит денежным штраф, тогда как жена может подвергнуться тюремному за­ключению на время до двух лет. Наконец, закон находит оправдание мужу, убившему свою жену, которую он застал в момент нарушения супружеской верности.
Такого же направления придерживались и законодатель­ства германского типа. И лишь в конце XIX в. замужняя женщина в Германии была освобождена от требования со­гласия со стороны мужа на совершение ею юридических сделок.
В Англии еще недавно брак имел своим последствием слияние в юридическом отношении лица жены с лицом мужа, так что муж не мог совершить договор с женой, по­тому что нельзя вступать в договор с самим собою. До­говор, заключенный до брака, прекращался, в силу слияния супругов. Преступление, совершенное женой в присутствии мужа, вменялось в вину ему. Так как и по английскому праву преобладала в семье воля мужа, то дело сводилось к полному подчинению всего имущества обоих супругов мужу, который имел полное право на всю движимость, при­обретенную женою хотя бы личным трудом, ему принадле­жало право использования, хотя бы и без права отчуждения, недвижимости, принадлежащей жене в виде приданого, дара, наследства и т. д.
Неравенство сторон в браке, материальная и политиче­ская зависимость от мужа — вот. что характеризует угне­тенное,  рабское  положение  женщины   в  буржуазном браке.
Ленин в ряде своих произведений — в «Великом почине», в «Что такое «друзья народа».. ?», в письмах к Инессе Арманд — резко выступал против пошлости, грязи, разврата и лицемерия, свойственных браку в условиях капиталистиче­ского общества.
Особенно наглядным примером расхождения между взглядами на нравственность и взглядами на право в бур­жуазном обществе является отношение к проституции. В царской России не только уголовный закон, но практика его применения и теория уголовного права низводили жен­щину иногда до положения вещи, что открыто высказыва­лось и в судебных решениях и в учебниках.
Уголовный Кассационный Департамент Сената в своем постановлении указывал, что «торговым заведением при­знается (в смысле ст. 991 Устава Акцизных Сборов) всякое помещение, хотя бы и жилое, в котором владелец оного по­купает для перепродажи и продает всем желающим пред­меты, имеющие значение товара, или же производит иные операции торговле свойственные. Соответственно с сим со­держание домов терпимости должно быть причислено к за­нятиям торгово-промышленным и ближе всего подходит к содержанию меблированных комнат без стола и крепких напитков» (УКД,  1901, № 44).
Распространенность дозволенной, регламентированной и охраняемой законом проституции в капиталистических стра­нах в настоящее время является практически безгранич­ной. Несмотря на наличие международных конвенций и соглашений по борьбе с торговлей женщинами и детьми, и сейчас мы находим открытых защитников подобного рода положения вещей в буржуазных странах.
На последней сессии Организации Объединенных Наций британская делегация защищала право торговать женщи­нами и детьми в колониях. Советский делегат Зорин заявил по этому поводу, что «эти возражения нельзя рассматривать иначе, как желание представительницы колониальной дер­жавы оставить лазейку, позволяющую сохранить торговлю женщинами и подростками в какой-либо из своих колоний. Такое поведение может быть оценено всеми цивилизован­ными странами лишь как позорное».
Одновременно буржуазная нравственность лицемерно следит за «моральным» поведением и издает законы такого порядка:
В штате Юта караются штрафом и заключением в тюрьму все те, кто появляется па улице в «юбках, укороченных больше, чем на три дюйма над лодыжками». В пар­ламент штата Виргиния был внесен закон, запрещающий но­сить блузки или вечерние платья, обнажающие шею более, чем на 3 дюйма. В штате Огайо предел декольте предложен в 2 дюйма. Закон, внесенный в законодательное учреждение штата Огайо, имел целью предотвратить продажу «всякого платья, которое чрезмерно выставляет или подчеркивает ли­нии женского тела», и запретить всякой женщине свыше 14 лет от роду носить юбку, «не достигающую той части ноги, которая называется подъемом».
И одновременно с этим представитель США в Органи­зации Объединенных Наций высказывается против распро­странения запрещения продажи женщин и детей на коло­ниальные страны.
Второй областью законодательства, в которой особенно резко сказывается расхождение между официальной бур­жуазной моралью и нравственностью, является отношение к расам и национальностям. Несмотря на установленное буржуазной моралью и в ряде случаев даже буржуазными конституциями равенство людей, вне зависимости от их на­циональности и расы, практика, теория и законодательство капиталистических стран подходят к этому вопросу совер­шенно иначе. В капиталистическом мире господствует ди­скриминация рас.
Американский политик Бильбо заявляет: «Господь пред­определил разделение людей на различные расы... Мы твердо знаем, что в течение тысячелетий расы существовали именно в таком виде, как сейчас, подразделяясь на три основные группы: белую, желтую и черную».
Не ограничиваясь этими зоологическими рассуждениями, Бильбо требует, чтобы смешанные браки негров с белыми карались, как тягчайшее преступление, не только «социаль­ным остракизмом» и «клеймением позором», но также и штрафом до 10 000 долларов и тюремным заключением сро­ком до 10 лет.
«... Равенство не предоставлялось неграм нигде и нико­гда, разве, — пишет Бильбо, — только в кодексах законов». (Theodore  J. Bilbo.  Take   Youre  chorse.   Sepation   or   Amorol sation. По журналу „Новое Время"  Л947, Ms 40, стр. 30.)

Таких  же  расистских  взглядов  придерживается  и  изве стный империалист Смэтс, который, одобряя бредовую тео­рию чистой расы, выдвинутую англичанином Хаустоном Чемберленом, доказывает закономерность и даже «прогрес­сивность» расового господства «белых», т. е. англичан, над другими народами колониального мира. Смэтс ставит себе в заслугу, что он превратил в аксиому требование абсолют­ного водораздела между «белыми» и «черными», гласящее: никакого смешения крови между двумя расами.
Смэтс указывает на то, что в отношении к туземцам в проводимой в Южно-африканском союзе расовой политике стало общепринятой аксиомой, что смешение «белой» и «черной» крови является бесчестным. (Smuts, reward a be;ter Wold. 1944  По газ. ,Правда",№ 4, 1944.)
Эта теория расовой ненависти, нашедшая, как известно, свое наиболее яркое выражение в расовом законодательстве германского фашизма, является, однако, весьма широко распространенной и в других империалистических странах.
Требование рассматривать смешение рас как уголовное преступление имеет под собой юридическое основание. В праве ряда штатов США имеется особый состав «miscegnation» или «intermarriage» Под этим составом по­нимается заключение брака между лицами белой и негри­тянской расы, или сожительство таких лиц. Такое «престу­пление» предусмотрено статутами и карается в уголовном порядке. В некоторых штатах, как, например, в Кали­форнии, преследуется брак также между лицами бе­лой и монгольской расы (Civil code, § 60).
Буржуазные юристы в США в своих «теоретических ис­следованиях» широко обсуждают вопрос о наказуемости смешения рас и о том, кто подпадает под понятие «негра». Так, Миллер в учебнике уголовного права пишет, что «му­лат также по законодательству этих штатов подпадает под понятие негра». (Miller. Handbook of criminal law. Min. 1934, p. 437.)
Даже переезд в другой штат, как, напри­мер, в Колумбию, где это деяние не карается, с целью за­ключения брака с последующим возвращением их в штат, где деяние влечет за собой уголовную ответственность, не устраняет действия этого закона.

Тот же самый Миллер хладнокровно замечает, что «по­лагают, что эти статуты конституционны». Уартон в своем руководстве по уголовному праву при­водит ряд дел такого порядка из судебной практики, (Wh a r ton... Criminal law, § 1754) а в качестве основания для этих законов американские суды указывают на то, что

Гостевая


Сайт управляется системой uCoz