Мораль и право в капиталистическом и социалистическом обществе

советской социалистической идеологии. Значение коммунистической морали для строи­тельства коммунизма непрерывно возрастает. Ни в одном предшествовавшем обществе мораль не занимала в обще­ственной жизни такого важного места, как в советском об­ществе.
Нормы советского права всегда выражают и определен­ные требования коммунистической морали, а иногда они прямо содержат моральную оценку. Так, ряд статей Сталин­ской Конституции, являясь нормами права, в то же время дают определенную моральную оценку. Когда в статьях Конституции говорится, что «лица, покушающиеся на обще­ственную социалистическую собственность, являются вра­гами народа» (ст. 131); что «измена родине: нарушение при­сяги, переход на сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж — караются по всей строгости закона, как самое тяжкое злодеяние» (ст. 133), то здесь со­держится не только правовая, но и моральная оценка.
Высокие требования социалистической морали выражены и в положении Сталинской Конституции о том, что «каждый гражданин СССР обязан соблюдать Конституцию Союза Со­ветских Социалистических Республик, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к обществен­ному долгу, уважать правила социалистического общежи­тия» (ст. 130).
Материальное понимание преступления в советском праве, в отличие от формального определения преступления в бур­жуазном уголовном праве, исключает возможность призна­ния преступным деяния, являющегося моральным, как это может иметь место в буржуазном уголовном праве. Ст. 6 Уголовного Кодекса РСФСР устанавливает, что «общест­венно опасным признается всякое действие или бездействие, направленное против Советского строя или нарушающее пра­вопорядок, установленный Рабоче-Крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени». Но таким, естественно, может быть только деяние, противо­речащее принципам коммунистической морали.
В условиях социалистического общества созданы новые принципы морали и права. Прогрессивный   класс,    пролетариат, борясь за разрушение строя, уже осужденного историей,
построил свою идеологию, мораль на научной базе.
Коммунистическая мораль определяет поведение и деятельность человека в интересах трудящихся социалистической родины.
Как показала практика построения социализма в СССР, осуществление принципов подлинного гуманизма, дружбы и сотрудничества людей, дружбы народов достигается лишь в обществе, где уничтожена частная собственность на сред­ства производства, ликвидированы эксплоататорские классы, а народ, организовав свое социалистическое государство, сам является хозяином своей судьбы.
Опыт построения социализма в Советском Союзе показы­вает значение победы социализма для создания условий для полного развития сил и способностей общества в целом и каждого человека в отдельности.
Только коммунизм и коммунисты во всем мире могут являться и являются сейчас носителями и творцами новой, передовой, действительно достойной человека, морали. По­ложению Пассионарии о том, что «лучше умереть стоя, чем жить на коленях», буржуазия может противопоставить лишь утверждение своего писателя Жана Жионо, что «живой трус лучше мертвого героя». Какой высокой моралью про­никнуто обращение, принятое на общегородском митинге женщин в Ленинграде 27 сентября 1941 г., где было сказано: «Лучше быть вдовами героев, чем женами трусов».
Отличительной чертой советского права, как и коммуни­стической морали, является их подлинно гуманный характер. Беспощадность к врагу сочетается в советском праве с под­линным гуманизмом. Примером величайшего проявления со­циалистического гуманизма может служить Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 г. «Об отмене смертной казни». Это историческое решение советского пра­вительства является еще одним показателем преимуществ советской общественной и государственной системы.
В социалистическом государстве создаются новые прин­ципы морали и нравственности, и на этих принципах морали и нравственности строятся новые положения права, создается новое социалистическое отношение к труду. «Духовный об­лик нынешних советских людей виден, прежде всего, в созна­тельном отношении к своему труду, как к делу общественной важности и как к святой обязанности перед Советским государством». (Молотов В. М. Тридцатилетие Великой Октябрьской Социалисти­ческой Революции. ОГИЗ, 1947, стр. 27.)

В капиталистическом обществе труд является всегда тя­желым бременем, ибо трудящиеся работают на капитали­стов, а не на себя. В социалистическом обществе создается новое социалистическое отношение к труду — труд стано­вится делом доблести, делом чести и геройства. Развивается стахановское движение, советский гражданин проникается сознанием, что он должен быть организатором новых социа­листических отношений в области труда, по-новому отно­ситься к станку, на котором он работает, ко всякой работе, которую он выполняет. В соответствии с этим развиваются и положения советского социалистического трудового права.
В советском социалистическом государстве «труд является обязанностью и делом чести каждого, способного к труду гражданина по принципу «кто не работает, тот не ест» (ст. 12 Конституции СССР), осуществляется принцип социа­лизма «от каждого по его способностям, каждому по его труду». Эти статьи Конституции, как и вся Конституция в целом, «...являются не только юридическим оформлением прав и обязанностей граждан, но и могучим фактором вос­питания людей». (Калинин М. И. О коммунистическом воспитании. Политиздат. 1940, стр.8.)
В условиях СССР одной из важнейших воспитательных задач советского права является воспитание социалистиче­ской дисциплины труда. «Поощряя и награждая лучших представителей социалистического труда, с одной стороны, карая дезорганизаторов производства, с другой стороны, партия и советская власть тем самым показывают, в каком направлении надо вести коммунистическое воспитание тру­дящихся СССР». (Калинин М. И. О коммунистическом "воспитании. Политиздат. 1940, стр. 8)
Для капиталистов чужды идеи патриотизма и интересы народа. Для магнатов капитала интересы собствен­ного народа представляются менее важными, чем их личные интересы. Широко известны факты предательства националь­ных интересов пэтенами и лавалями, выражавшими во Франции интересы «200 семейств». В период острейшего финан­сового кризиса в Англии английские капиталисты переводили за границу сотни тысяч фунтов стерлингов, продавали свои предприятия в Англии американцам с тем, чтобы деньги вно­сились в банки США в обход закона, запрещающего перево­дить деньги за границу. Так проявляет свой «патриотизм» английская буржуазия.
Господствующие классы царской России воспитывали и культивировали низкопоклонство и раболепие перед Запа­дом, перед капиталистической культурой. Антинародность и антидемократизм были характерны для господствующих классов царской России.
Одним из новых моральных свойств советского человека является его отношение к Родине. Социалистическое обще­ство вырабатывает новую мораль и в этом отношении. Совет­ские люди в Великой Отечественной войне показали образец мужества и бесстрашия, защищая нашу Родину в боях с вра­гами. В СССР создался новый советский патриотизм, пат­риотизм, не отделенный от интернационализма, органически связанный с чувством глубокой братской международной со­лидарности трудящихся, в духе которой всегда воспитывали и воспитывают массы великие основоположники больше­визма — Ленин и Сталин.
Только социалистическое общество, воспитывающее своих граждан в духе социалистической морали, способно породить тот небывалый в истории массовый героизм, какой проявил советский народ в годы Отечественной войны. Мо­лодая Гвардия советского народа, воспитанная на принци­пах социалистической морали, породила Олега Кошевого, Николая Гастелло, Александра Матросова и Зою Космо­демьянскую, Лизу Чайкину и 28 гвардейцев-панфиловцев. Только социалистическое общество способно было родить массовый героизм обороны Ленинграда и Сталинграда. «Сила советского патриотизма состоит в том, что он имеет своей основой не расовые или националистические предрас­судки, а глубокую преданность и верность народа своей со­ветской Родине, братское содружество трудящихся всех наций нашей страны. В советском патриотизме гармониче­ски сочетаются национальные традиции народов и общие жизненные интересы всех трудящихся Советского Союза. Советский патриотизм не разъединяет, а, наоборот,    сплачивает вce нации и народности нашей страны в единую братскую семью. В этом надо видеть основы нерушимой и всё более крепнущей дружбы народов Советского Союза. В то же время народы СССР уважают права и независимость народов зарубежных стран и всегда проявляли готовность жить в мире и дружбе с соседними государствами. В этом надо видеть основу растущих и крепнущих связей нашего го     государства со свободолюбивыми народами». (Сталин. 27-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. О Великой Отечественной войне Советского Союза. Изд. 5, М.,19-р. 141-142.)
Одной из характерных особенностей морали советского человека, социалистической морали является чувство совет­ского патриотизма,   исключающее   всякое   низкопоклонство перед     Западом, всякое неверие в силы своего народа.
Советский народ—победитель в Великой Отечественной войне   народ, имеющий величайшие, достижения в деле социалистического строительства, народ, строящий коммуни­стическое общество, полон сознания своей силы, любви и уважения к своей Родине. Каждый советский патриот знает, « ... последний советский гражданин, свободный от це­пей капитала, стоит головой выше любого зарубежного высокопоставленного чинуши, влачащего на плечах ярмо капиталистического рабства..(Сталин. Вопросы ленинизма. Издание одиннадцатое, стр. 550.)
Трудящиеся нашей страны в процессе  строительства коммунистического общества вырабатывают новые нормы коммунистической морали, которые являются образцом и послужат образцом для всего человечества в будущем. Принципы  социалистической морали и нравственности неизбежно включают в себя все то передовое, что создавалось веками и тысячелетиями. Если фашизм, как наиболее реакционная форма капиталистического общества, физиче­ски и идеологически пытался уничтожить все то гуманное и передовое, что часто сама буржуазия создавала в период своего прогрессивного развития, то пролетариат признает себя законным наследником величайших достижений мировой  культуры. Ленин писал: «люди постепенно привыкнут к соблюдению       элементарных,   веками   известных,   тысячелетиями повторявшихся во всех прописях, правил об­щежития». (Лен к п. Соч., изд. 3, т. XXI, стр. 431.' (разрядка моя — М. Ш.)
В период постепенного перехода от социализма к ком­мунизму огромное значение приобретает дело коммунисти­ческого воспитания трудящихся. Для того, чтобы уничто­жить родимые пятна капитализма, чтобы ликвидировать ста­рые предрассудки и навыки, необходима систематическая упорная работа по преодолению пережитков капитализма в сознании людей.
Не все еще у нас освободились, например, от низкопо­клонства и раболепия перед Западом, перед капиталистиче­ской культурой.
Ленин указывал на то, что, «.. .не впадая в утопизм, нельзя думать, что, свергнув капитализм, люди сразу нау­чаются работать на общество без всяких норм права.. .». (Ленин. Соч., изд. 3, т. XXI, стр. 435.)
Тов. Молотов в докладе к XXX годовщине Октябрьской революции сказал: «Нельзя отрицать, что пережитки капита­лизма в сознании людей весьма живучи. И потому партия всегда напоминает советским людям о необходимости все­сторонней критики и самокритики, направленной на ликвида­цию этих вредных остатков прошлого. Нельзя, с другой сто­роны, отрицать, что у нас теперь имеются огромные возмож­ности вести успешную борьбу за ликвидацию этих пережитков». (М о л о т о в. Тридцатилетие Великой  Октябрьской   Социалистической Революции, OГИЗ, 1947 г., стр. 28.)

Социалистическая мораль развивалась и развивается в Советском государстве под влиянием сознательного воз­действия политики коммунистической партии. Политика ком­мунистической партии — это жизненная основа Советского государства. Исходя не из отвлеченных «принципов челове­ческого разума», а из конкретных условий материальной жизни общества..(Сталин. Вопросы ленинизма, Издание одиннадцатое, стр, 546) партия своей основанной на науке политикой укрепляет новую социалистическую мораль. Раз­витие СССР происходит не стихийно, а планомерно. Поли­тика  партии укрепляет и обеспечивает   развитие   основных моральных качеств гражданина социалистического обще­ства — советского патриотизма, социалистического отноше­ния к труду, социалистического поведения на производстве и в быту.
Большевистская партия воспитывает у граждан Совет­ского государства ленинско-сталинские морально-политиче­ские качества.
Социалистическое государство играет огромную роль в борьбе с пережитками капитализма в отношении к труду, к общественной собственности, к общественному хозяйству; государство борется с нарушением государственной и тру­довой дисциплины, мелкобуржуазной распущенностью в труде и в быту, с попытками оживить остатки преодолен­ной в нашей стране национальной розни.
Советское право является одним из орудий социалисти­ческого государства в исторической работе по построению коммунистического общества. Советское государство беспо­щадно карает расхитителей социалистической собственности, воров, мошенников, спекулянтов, хулиганов, лодырей, про­гульщиков, летунов. Используя право как орудие, социали­стическое государство через свои судебные органы выжи­гает еще сохранившиеся в жизни родимые пятна капита­лизма средствами принуждения. Советское право борется с пережитками капитализма в сознании людей, изолируя и перевоспитывая носителей этих пережитков. (См. „Правда", 20 января 1941 г.)
Для нас еще остается в силе положение Маркса, что «мы имеем,.. дело не с таким коммунистическим обще­ством, которое развивалось на своей собственной основе, а с таким, которое, наоборот, только что выходит из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умствен­ном, сохраняет еще родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло». (К. М а р к с. Критика Готской программы, т, XV, стр. 274.)
В нашей стране есть еще некоторая часть людей, которые хотели бы взять от государства побольше, а дать ему по­меньше, существуют люди, нарушающие государственную и трудовую дисциплину, устав сельскохозяйственной артели, проявляющие  мелкобуржуазную распущенность в быту и. т. д.
Перед нашим государством стоят в этой области важней­шие задачи, и советское право должно всемерно содейство­вать разрешению их.
Советское социалистическое государство является основ­ной силой, борющейся в современном обществе за устано­вление социалистических правил морали, нравственности и справедливости. СССР является ведущей силой в этом отно­шении, будучи наиболее передовым государством современ­ности. Мораль советского народа воплощает в себе все то, что веками и тысячелетиями лучшими людьми человечества было признано, как необходимые правила общежития. Совет­ская мораль и советское право отражают интересы всего трудящегося человечества, получают признание со стороны трудящихся всего мира.
На принципах социалистической морали строится наше социалистическое право. Наше законодательство, создавав­шееся в течение 30 лет существования Советской власти, построено на новых принципах свободного социалистиче­ского общества, в котором нет эксплоататоров и эксплоатируемых, в котором господствует равенство вне зависимости от национальности, расы, пола, образования. Наше право, построенное на принципах действительно человеческого от­ношения друг к другу, явится и уже является прообразом для права других, демократических народов.

 

(OCR Нестеров A.Н)


Гостевая


Сайт управляется системой uCoz