Мораль и право в капиталистическом и социалистическом обществе
советской социалистической идеологии. Значение коммунистической морали для строительства коммунизма непрерывно возрастает. Ни в одном предшествовавшем обществе мораль не занимала в общественной жизни такого важного места, как в советском обществе.
Нормы советского права всегда выражают и определенные требования коммунистической морали, а иногда они прямо содержат моральную оценку. Так, ряд статей Сталинской Конституции, являясь нормами права, в то же время дают определенную моральную оценку. Когда в статьях Конституции говорится, что «лица, покушающиеся на общественную социалистическую собственность, являются врагами народа» (ст. 131); что «измена родине: нарушение присяги, переход на сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж — караются по всей строгости закона, как самое тяжкое злодеяние» (ст. 133), то здесь содержится не только правовая, но и моральная оценка.
Высокие требования социалистической морали выражены и в положении Сталинской Конституции о том, что «каждый гражданин СССР обязан соблюдать Конституцию Союза Советских Социалистических Республик, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития» (ст. 130).
Материальное понимание преступления в советском праве, в отличие от формального определения преступления в буржуазном уголовном праве, исключает возможность признания преступным деяния, являющегося моральным, как это может иметь место в буржуазном уголовном праве. Ст. 6 Уголовного Кодекса РСФСР устанавливает, что «общественно опасным признается всякое действие или бездействие, направленное против Советского строя или нарушающее правопорядок, установленный Рабоче-Крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени». Но таким, естественно, может быть только деяние, противоречащее принципам коммунистической морали.
В условиях социалистического общества созданы новые принципы морали и права. Прогрессивный класс, пролетариат, борясь за разрушение строя, уже осужденного историей,
построил свою идеологию, мораль на научной базе.
Коммунистическая мораль определяет поведение и деятельность человека в интересах трудящихся социалистической родины.
Как показала практика построения социализма в СССР, осуществление принципов подлинного гуманизма, дружбы и сотрудничества людей, дружбы народов достигается лишь в обществе, где уничтожена частная собственность на средства производства, ликвидированы эксплоататорские классы, а народ, организовав свое социалистическое государство, сам является хозяином своей судьбы.
Опыт построения социализма в Советском Союзе показывает значение победы социализма для создания условий для полного развития сил и способностей общества в целом и каждого человека в отдельности.
Только коммунизм и коммунисты во всем мире могут являться и являются сейчас носителями и творцами новой, передовой, действительно достойной человека, морали. Положению Пассионарии о том, что «лучше умереть стоя, чем жить на коленях», буржуазия может противопоставить лишь утверждение своего писателя Жана Жионо, что «живой трус лучше мертвого героя». Какой высокой моралью проникнуто обращение, принятое на общегородском митинге женщин в Ленинграде 27 сентября 1941 г., где было сказано: «Лучше быть вдовами героев, чем женами трусов».
Отличительной чертой советского права, как и коммунистической морали, является их подлинно гуманный характер. Беспощадность к врагу сочетается в советском праве с подлинным гуманизмом. Примером величайшего проявления социалистического гуманизма может служить Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 г. «Об отмене смертной казни». Это историческое решение советского правительства является еще одним показателем преимуществ советской общественной и государственной системы.
В социалистическом государстве создаются новые принципы морали и нравственности, и на этих принципах морали и нравственности строятся новые положения права, создается новое социалистическое отношение к труду. «Духовный облик нынешних советских людей виден, прежде всего, в сознательном отношении к своему труду, как к делу общественной важности и как к святой обязанности перед Советским государством». (Молотов В. М. Тридцатилетие Великой Октябрьской Социалистической Революции. ОГИЗ, 1947, стр. 27.)
В капиталистическом обществе труд является всегда тяжелым бременем, ибо трудящиеся работают на капиталистов, а не на себя. В социалистическом обществе создается новое социалистическое отношение к труду — труд становится делом доблести, делом чести и геройства. Развивается стахановское движение, советский гражданин проникается сознанием, что он должен быть организатором новых социалистических отношений в области труда, по-новому относиться к станку, на котором он работает, ко всякой работе, которую он выполняет. В соответствии с этим развиваются и положения советского социалистического трудового права.
В советском социалистическом государстве «труд является обязанностью и делом чести каждого, способного к труду гражданина по принципу «кто не работает, тот не ест» (ст. 12 Конституции СССР), осуществляется принцип социализма «от каждого по его способностям, каждому по его труду». Эти статьи Конституции, как и вся Конституция в целом, «...являются не только юридическим оформлением прав и обязанностей граждан, но и могучим фактором воспитания людей». (Калинин М. И. О коммунистическом воспитании. Политиздат. 1940, стр.8.)
В условиях СССР одной из важнейших воспитательных задач советского права является воспитание социалистической дисциплины труда. «Поощряя и награждая лучших представителей социалистического труда, с одной стороны, карая дезорганизаторов производства, с другой стороны, партия и советская власть тем самым показывают, в каком направлении надо вести коммунистическое воспитание трудящихся СССР». (Калинин М. И. О коммунистическом "воспитании. Политиздат. 1940, стр. 8)
Для капиталистов чужды идеи патриотизма и интересы народа. Для магнатов капитала интересы собственного народа представляются менее важными, чем их личные интересы. Широко известны факты предательства национальных интересов пэтенами и лавалями, выражавшими во Франции интересы «200 семейств». В период острейшего финансового кризиса в Англии английские капиталисты переводили за границу сотни тысяч фунтов стерлингов, продавали свои предприятия в Англии американцам с тем, чтобы деньги вносились в банки США в обход закона, запрещающего переводить деньги за границу. Так проявляет свой «патриотизм» английская буржуазия.
Господствующие классы царской России воспитывали и культивировали низкопоклонство и раболепие перед Западом, перед капиталистической культурой. Антинародность и антидемократизм были характерны для господствующих классов царской России.
Одним из новых моральных свойств советского человека является его отношение к Родине. Социалистическое общество вырабатывает новую мораль и в этом отношении. Советские люди в Великой Отечественной войне показали образец мужества и бесстрашия, защищая нашу Родину в боях с врагами. В СССР создался новый советский патриотизм, патриотизм, не отделенный от интернационализма, органически связанный с чувством глубокой братской международной солидарности трудящихся, в духе которой всегда воспитывали и воспитывают массы великие основоположники большевизма — Ленин и Сталин.
Только социалистическое общество, воспитывающее своих граждан в духе социалистической морали, способно породить тот небывалый в истории массовый героизм, какой проявил советский народ в годы Отечественной войны. Молодая Гвардия советского народа, воспитанная на принципах социалистической морали, породила Олега Кошевого, Николая Гастелло, Александра Матросова и Зою Космодемьянскую, Лизу Чайкину и 28 гвардейцев-панфиловцев. Только социалистическое общество способно было родить массовый героизм обороны Ленинграда и Сталинграда. «Сила советского патриотизма состоит в том, что он имеет своей основой не расовые или националистические предрассудки, а глубокую преданность и верность народа своей советской Родине, братское содружество трудящихся всех наций нашей страны. В советском патриотизме гармонически сочетаются национальные традиции народов и общие жизненные интересы всех трудящихся Советского Союза. Советский патриотизм не разъединяет, а, наоборот, сплачивает вce нации и народности нашей страны в единую братскую семью. В этом надо видеть основы нерушимой и всё более крепнущей дружбы народов Советского Союза. В то же время народы СССР уважают права и независимость народов зарубежных стран и всегда проявляли готовность жить в мире и дружбе с соседними государствами. В этом надо видеть основу растущих и крепнущих связей нашего го государства со свободолюбивыми народами». (Сталин. 27-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. О Великой Отечественной войне Советского Союза. Изд. 5, М.,19-р. 141-142.)
Одной из характерных особенностей морали советского человека, социалистической морали является чувство советского патриотизма, исключающее всякое низкопоклонство перед Западом, всякое неверие в силы своего народа.
Советский народ—победитель в Великой Отечественной войне народ, имеющий величайшие, достижения в деле социалистического строительства, народ, строящий коммунистическое общество, полон сознания своей силы, любви и уважения к своей Родине. Каждый советский патриот знает, « ... последний советский гражданин, свободный от цепей капитала, стоит головой выше любого зарубежного высокопоставленного чинуши, влачащего на плечах ярмо капиталистического рабства...» (Сталин. Вопросы ленинизма. Издание одиннадцатое, стр. 550.)
Трудящиеся нашей страны в процессе строительства коммунистического общества вырабатывают новые нормы коммунистической морали, которые являются образцом и послужат образцом для всего человечества в будущем. Принципы социалистической морали и нравственности неизбежно включают в себя все то передовое, что создавалось веками и тысячелетиями. Если фашизм, как наиболее реакционная форма капиталистического общества, физически и идеологически пытался уничтожить все то гуманное и передовое, что часто сама буржуазия создавала в период своего прогрессивного развития, то пролетариат признает себя законным наследником величайших достижений мировой культуры. Ленин писал: «люди постепенно привыкнут к соблюдению элементарных, веками известных, тысячелетиями повторявшихся во всех прописях, правил общежития». (Лен к п. Соч., изд. 3, т. XXI, стр. 431.' (разрядка моя — М. Ш.)
В период постепенного перехода от социализма к коммунизму огромное значение приобретает дело коммунистического воспитания трудящихся. Для того, чтобы уничтожить родимые пятна капитализма, чтобы ликвидировать старые предрассудки и навыки, необходима систематическая упорная работа по преодолению пережитков капитализма в сознании людей.
Не все еще у нас освободились, например, от низкопоклонства и раболепия перед Западом, перед капиталистической культурой.
Ленин указывал на то, что, «.. .не впадая в утопизм, нельзя думать, что, свергнув капитализм, люди сразу научаются работать на общество без всяких норм права.. .». (Ленин. Соч., изд. 3, т. XXI, стр. 435.)
Тов. Молотов в докладе к XXX годовщине Октябрьской революции сказал: «Нельзя отрицать, что пережитки капитализма в сознании людей весьма живучи. И потому партия всегда напоминает советским людям о необходимости всесторонней критики и самокритики, направленной на ликвидацию этих вредных остатков прошлого. Нельзя, с другой стороны, отрицать, что у нас теперь имеются огромные возможности вести успешную борьбу за ликвидацию этих пережитков». (М о л о т о в. Тридцатилетие Великой Октябрьской Социалистической Революции, OГИЗ, 1947 г., стр. 28.)
Социалистическая мораль развивалась и развивается в Советском государстве под влиянием сознательного воздействия политики коммунистической партии. Политика коммунистической партии — это жизненная основа Советского государства. Исходя не из отвлеченных «принципов человеческого разума», а из конкретных условий материальной жизни общества...» (Сталин. Вопросы ленинизма, Издание одиннадцатое, стр, 546) партия своей основанной на науке политикой укрепляет новую социалистическую мораль. Развитие СССР происходит не стихийно, а планомерно. Политика партии укрепляет и обеспечивает развитие основных моральных качеств гражданина социалистического общества — советского патриотизма, социалистического отношения к труду, социалистического поведения на производстве и в быту.
Большевистская партия воспитывает у граждан Советского государства ленинско-сталинские морально-политические качества.
Социалистическое государство играет огромную роль в борьбе с пережитками капитализма в отношении к труду, к общественной собственности, к общественному хозяйству; государство борется с нарушением государственной и трудовой дисциплины, мелкобуржуазной распущенностью в труде и в быту, с попытками оживить остатки преодоленной в нашей стране национальной розни.
Советское право является одним из орудий социалистического государства в исторической работе по построению коммунистического общества. Советское государство беспощадно карает расхитителей социалистической собственности, воров, мошенников, спекулянтов, хулиганов, лодырей, прогульщиков, летунов. Используя право как орудие, социалистическое государство через свои судебные органы выжигает еще сохранившиеся в жизни родимые пятна капитализма средствами принуждения. Советское право борется с пережитками капитализма в сознании людей, изолируя и перевоспитывая носителей этих пережитков. (См. „Правда", 20 января 1941 г.)
Для нас еще остается в силе положение Маркса, что «мы имеем,.. дело не с таким коммунистическим обществом, которое развивалось на своей собственной основе, а с таким, которое, наоборот, только что выходит из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло». (К. М а р к с. Критика Готской программы, т, XV, стр. 274.)
В нашей стране есть еще некоторая часть людей, которые хотели бы взять от государства побольше, а дать ему поменьше, существуют люди, нарушающие государственную и трудовую дисциплину, устав сельскохозяйственной артели, проявляющие мелкобуржуазную распущенность в быту и. т. д.
Перед нашим государством стоят в этой области важнейшие задачи, и советское право должно всемерно содействовать разрешению их.
Советское социалистическое государство является основной силой, борющейся в современном обществе за установление социалистических правил морали, нравственности и справедливости. СССР является ведущей силой в этом отношении, будучи наиболее передовым государством современности. Мораль советского народа воплощает в себе все то, что веками и тысячелетиями лучшими людьми человечества было признано, как необходимые правила общежития. Советская мораль и советское право отражают интересы всего трудящегося человечества, получают признание со стороны трудящихся всего мира.
На принципах социалистической морали строится наше социалистическое право. Наше законодательство, создававшееся в течение 30 лет существования Советской власти, построено на новых принципах свободного социалистического общества, в котором нет эксплоататоров и эксплоатируемых, в котором господствует равенство вне зависимости от национальности, расы, пола, образования. Наше право, построенное на принципах действительно человеческого отношения друг к другу, явится и уже является прообразом для права других, демократических народов.
(OCR Нестеров A.Н)