Мораль и право в капиталистическом и социалистическом обществе
Буржуазная наука, буржуазная литература, буржуазная культура и буржуазное искусство широким фронтом пропагандируют антиморализм, безнравственность, упадничество, порнографию. Журнал «Лайф» в статье, посвященной драматургу О'Нейлю, пишет: «мы должны вернуть себе наше ощущение распространенности зла, неуверенности и страха». Американский писатель Генри Миллер рекомендует себя «сверхсамцем», «чемпионом порнографии», «пансексуальным анархистом». Его всячески поддерживает буржуазная критика. Французская реакционная печать величает его «крупнейшим пророком XX века». Статьи, посвященные ему, называются: «Порнография, как один из видов изящного искусства», «Религия непристойности». А сам Генри Миллер пишет статью «Непристойность и законы разума», и эту статью печатает толстый французский журнал «Фонтэн». Миллер пишет, что «взрослые нуждаются в похабной литературе так же, как дети нуждаются в сказках о феях».
«Субботник литературного обозрения», выходящий в США, в статье своего редактора Сайделя Кенби утверждает, что такие темы, как «сексуальность», как «корыстолюбие», жадность, ревность, честолюбие и страх, должны занять свое законное место на страницах литературы».
Издатели журналов с сексуальной тематикой предлагают рассказы под такими названиями: «Что я сказала моей дочери в ночь перед свадьбой?», «Долгие поцелуи» и т. д.
Убийца, гангстер, проститутка и гомосексуалист — вот они герои современной буржуазной литературы, театра, кино.
Порнографические журналы в США имеют исключительно высокий тираж. Так, «Правдивые истории» Бернарда Мак Фардена, начатые изданием в 1919 году, в 1923 г. издавались тиражом в 300 тысяч, в 1925 году — 848 тысяч, в 1925 г. — 1/2 миллиона и в 1926 году — 2 миллиона.
Как констатируют американские авторы, в результате такого наводнения порнографии в литературе, в искусстве, в кино и в театре, мальчики и девочки становятся испорченными с самых малых лет. Авторы одного американского исследования опросили 214 мальчиков и 315 девочек среднего школьного возраста, верно ли по их мнению, что 9 из каждых 10 мальчиков и девочек их возраста участвуют в вечеринках с поцелуями, и получили ответы, что это верно.
Какой иронией в этих условиях звучат утверждения! апологетов капитализма вроде упомянутого уже выше Бриду, который заявляет, что буржуазное «государство тысячами путей внедряет моральность в общественную жизнь и выполняет это тем лучше, чем строже оно действует».
Мораль буржуазии основана на лжи и лицемерии; ее теоретические принципы антинаучны, а ее практические правила служат корыстным интересам узкой группы и направлены против интересов нации в целом. Буржуазный индивидуализм ставит в центр частного собственника, буржуазная свобода носит классовый характер и обусловлена интересами господствующего класса. Естественно, что и принципы буржуазной морали ограничены теми же корыстными, классовыми интересами. Господство буржуазного индивидуализма означает, что люди атомизированы, разделены, противопоставлены друг другу и отданы во власть грубых классовых инстинктов и вожделений. Свобода, которую гарантирует буржуазное государство, есть свобода для сильных подавлять слабых, свобода для богатых говорить бедному: ты будешь добывать хлеб для меня в поте лица твоего.
Буржуазное право полностью стоит на страже интересов капиталистов. Суды капиталистических стран, охраняющие буржуазное право, как это иногда признают и буржуазные авторы, открыто стоят на стороне капиталистов. Смит пишет: «отправление правосудия в Америке не беспристрастное, богач и бедняк стоят не на равной ноге перед законом. Традиционные приемы отправления правосудия способствовали тому, что двери судов закрылись для бедняков, и во всех частях страны миллионам людей грубо отказывают в правосудии». (Rig In a Id Hebe r Smith, Justice and the Poor, p, 8)
Так, судья Стаффорд в Вашингтоне приговорил одного бедняка к десятилетним арестантским работам за покушение на карманную кражу. А руководители капиталистических объединений, укрывающиеся от уплаты налога с суммы в 437 миллионов долларов, остались безнаказанными.
Буржуазия стремится подавить и уничтожить прогрессивные силы, которые обличают реакцию в стране. Томас, председатель комиссии Конгресса по расследованию так называемой «антиамериканской деятельности», заявил недавно, что «... задача — полностью искоренить в США коммунизм и все, что с ним связано». И действительно, деятельность судебных органов и законодательных органов США сейчас полностью это подтверждает. Секретарь коммунистической партии США Денис осужден недавно за «пренебрежение к Конгрессу» к году лишения свободы и 1 000 долларам штрафа, так как он отказался давать показания комиссии, в которой председателем является Томас.
Ярким примером наступления на интересы рабочего класса в США является закон Хартли — Тафта, который лишает рабочих самых элементарных прав и целиком подчиняет их произволу монополистического капитала.
Верховный суд США неразрывно связан со всей американской системой правления. Это высочайшая ступень американского государства — правление хозяев через хозяев и в интересах хозяев против рабочих. Это одно из наиболее смертоносных оружий, употребляемых хозяевами против рабочих, это штрейкбрехерская машина, действующая наиболее успешно. История Верховного суда и американских судов вообще полна примеров несказанных преступлений по отношению к рабочим и открытой помощи капиталистам. Суды — интегральная часть правительства США, смертельный враг рабочего класса.
Полной противоположностью реакционной, лживой и лицемерной морали и праву капиталистического общества являются мораль и право в условиях социалистического общества.
Социалистическая мораль—это система нравственных требований, регулирующих отношения граждан свободного социалистического общества. Соблюдение и выполнение требований обеспечивается сознательностью граждан социалистического общества, их любовью к Родине, их преданностью делу социалистического строительства.
Социалистическая мораль подчинена интересам пролетариата, т. е. социалистическая мораль признает нравственным лишь то, что способствует уничтожению старого мира эксплоатации и нищеты, что укрепляет новый социалистический строй и что ведет к коммунизму.
Ленин положительно отвечал на вопрос о том, существует ли коммунистическая нравственность. Обвинения буржуазии в том, что мы, коммунисты, отрицаем всякую мораль, это, — говорил он, — способ подменять понятия, бросать песок в глаза рабочим и крестьянам. Мы отрицаем мораль и нравственность, выведенные из велений бога. Буржуазия выводит мораль из велений бога, из идеалистических и полуидеалистических фраз. Ленин утверждал, что это «.. .надувательство и забивание умов рабочих и крестьян в интересах помещиков и капиталистов». Наша нравственность, — говорил Ленин, — «... подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата». Нравственности, взятой вне человеческого общества, не существует; нравственность подчинена интересам классовой борьбы. Нравственно то, что служит разрушению старого эксплоататорского общества, объединяет всех трудящихся вокруг пролетариата, создающего новое коммунистическое общество. Старое общество было основано на принципе: либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя, либо ты работаешь на другого, либо он на тебя, либо ты рабовладелец, либо ты раб. Буржуазная мораль уродует человека, культивируя в нем звериные нравы, прививая эгоистические черты, продажность и лицемерие.
Советское социалистическое общество не верит в вечную нравственность, не верит в обман всяких сказок о нравственности и разоблачает их. Но оно создает новую нравственность. В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма. (Ленин. Соч., изд. 3, т. XXX, стр. 410 и последующие.) Правильно пишет Катаев, что «Советская власть не только форма государства. Она также и моральная категория» (В. Катаев. Страна нашей души. "Лит. газета", 1947, № 52.)
Большевистская партия создала новый моральный "облик человека нового социалистического общества. Вся жизнь Ленина, Свердлова, Дзержинского, Калинина, Кецховеля, Цулукидзе, Бабушкина, Орджоникидзе, Кирова, Фрунзе, Куйбышева, Крупской и многих других была образцом служения народу, утверждением новых принципов социалистической морали.
Для большевика высшим требованием морали являются интересы социалистической революции и построения коммунистического общества.
Партия, во главе с товарищем Сталиным, направляет и организует строительство коммунистического общества. В советском обществе действуют новые нормы коммунистической морали, становящиеся уже сейчас нормами поведения многих миллионов людей. Партия большевиков выковала изумительное поколение людей, способных на величайшие жертвы, способных все отдать, до последней капли крови, для победы коммунизма.
В процессе борьбы за социализм выработались и утвердились новые моральные требования, высокие принципы коммунистической нравственности. В процессе утверждения и развития социалистического общества возник и утвердился новый моральный облик советского человека.
Тов. Молотов в своем докладе к тридцатой годовщине Октябрьской революции говорил: «Следует признать, что важнейшим завоеванием нашей революции является новый духовный облик и идейный рост людей, как советских патриотов. Это относится ко всем советским народам, как к городу, так и к деревне, как к людям физического труда, так и к людям умственного труда. В этом заключается, действительно, величайший успех Октябрьской революции, который имеет всемирно-историческое значение» (Молотов В. М. Тридцатилетие Великой Октябрьской Социалист» ческой Революции. ОГИЗ, 1947, стр. 27.)